|
|
ЗВЕЗДОВ Андрей
Иванович,
(р. 1952). Генеральный директор Научно-исследовательского
института бетона и железобетона (НИИЖБ).
Доктор технических наук. Действительный
член Международной и Российской инженерных
академий, Первый вице-Президент Российской
инженерной академии, вице-Президент РНТО
строителей. После окончания Кузбасского
политехнического института (1974) три
года работал ассистентом кафедры Строительные
конструкции этого же института. С 1977
по 1980 гг. обучался в Москве в очной
аспирантуре НИИЖБ Госстроя СССР. С 1980
по 1985 гг. работал старшим научным сотрудником,
главным инженером, директором Сибирского
филиала КТБ НИИЖБ, превратив его в один
из авторитетнейших научно-инженерных центров
Сибири. В 1985 г. был переведен в Москву
в НИИЖБ, где работал сначала старшим научным
сотрудником, а затем заведующим лабораторией.
В 1994 г. избран коллективом на должность
директора, в которой проработал до ликвидации
института в 2005 году. С 2005 года – Генеральный
директор вновь созданного Научно-исследовательского
института бетона и железобетона (НИИЖБ).
Являясь видным ученым, в течение многих
лет он занимался исследованием и внедрением
в практику строительства напрягающих бетонов
и конструкций на их основе. Автор концепции
бетонов с компенсированной усадкой, предназначенных
для массового строительства. Им опубликовано
более 60 работ, запатентовано около 20
изобретений. Под его руководством защищено
несколько кандидатских диссертаций. Дважды
Лауреат премии Правительства России за
достижения в области науки и вклад в строительство.
Заслуженный строитель Российской Федерации.
Почетный транспортный строитель.
|
|
|
|
|
|
|
К
списку статей
Звездов
А.И., доктор техн. наук
О доступном жилье
в России.
Приступая к обсуждению проблемы доступного
жилья прежде всего следует определиться,
что мы под этим понимаем?
В годы советской власти в России строилось
только доступное жилье. Его мог получить
каждый независимо от своего благосостояния.
В мировой практике жилье считается доступным,
если пятилетнего дохода семьи хватает
на его покупку в размере, соответствующем
санитарной или социальной норме. При этом
используется не стоимость 1 м2 площади,
а стоимость заселения квартиры, т.е. ее
полная цена с учетом всех дополнительных
расходов. Если считать по таким критериям,
то в России жилье доступно менее чем 9%
населения.
Очевидных путей повышения доступности
жилья два: снижение его стоимости и повышение
среднего дохода населения. Снизить стоимость
жилья вряд ли удастся, дай-то бог остановить
ее рост. В нашей стране пока ни разу никакая
цена не снижалась. Остается повышать благосостояние
населения. Правда, некоторые умные головы
нашли третий путь повышения уровня доступности
жилья: путем уменьшения размеров квартир.
Хотя, здесь и есть граница – минимальная
санитарная норма, но эта норма так мала,
что позволяет предлагать для продажи однокомнатные
квартиры с общей площадью 18 м2 и кухней
менее 4,5 м2. Такое жилье нельзя назвать
комфортным.
Президент страны обозначил Национальный
проект «Доступное и комфортное жилье –
гражданам России». Очевидно, для того,
чтобы большинству граждан жилье стало
доступным необходим не только платежеспособный
спрос населения, но и адекватное ему предложение.
Объем спроса можно увеличить через ипотечное
кредитование, через специальные программы
типа «Молодая семья» и другими известными
способами. Но, подняв спрос и не увеличив
предложение, мы только еще больше взвинтим
цены, но не решим задачи: сделать жилье
доступным хотя бы для 30% населения. Поэтому
подход должен быть комплексным и сбалансированным.
Национальный проект предполагает к 2010
году увеличить ежегодный ввод жилья до
80 млн. м2, т.е. удвоить по сравнению
с 2004 годом. Здесь возникает целый ряд
весьма заметных проблем. Главная из них,
сможет ли строительная отрасль обеспечить
требуемую динамику и объемы ввода жилья?
Начнем с динамики. Трудовых ресурсов,
похоже, хватит. Но вот их квалификация…
Реформа специального образования в начальный
свой период непременно снизит темп и качество
подготовки квалифицированных специалистов.
Сколько времени это будет продолжаться,
неизвестно.
Производительность труда нужно будет повышать
за счет механизации. Но сегодня почти
нет отечественных современных строительных
машин и оборудования. Значит, их нужно
будет закупать за рубежом. Для них будет
необходима сервисная база и запчасти.
Таким образом, успех Национального проекта
становится зависимым от других стран.
Теперь о намеченных объемах ввода жилья.
Промышленность строительных материалов
тоже мало готова к количественному и качественному
скачку, которого требует от нее задание
Национального проекта. Существующих мощностей
отдельных производств не хватает от 8%
- цемент, до 100% - стеновые материалы.
Речь идет о теоретических мощностях, значительная
часть из которых сегодня простаивает.
Для того чтобы их задействовать потребуются
время и средства. Многие производства
нуждаются в серьезной реконструкции и
в обновлении. Новые мощности придется
создавать.
Все это имеет место на фоне того, что
в связи с кризисом в отраслевой науке
поисковые исследования не ведутся уже
более 12 лет. Новых перспективных отечественных
технологий в области строительных материалов
и конструкций практически нет. Все новые
материалы и изделия, производимые в России,
выпускаются по зарубежным технологиям.
Почти незаметно российское строительство
становится технологически зависимым от
других стран и вряд ли это пройдет бесследно.
В последние годы мы все чаще и громче
говорим о безопасности строительных объектов.
Нерешонность этой проблемы также тормозит
реализацию намеченных планов. Новый подход
к надежности и безопасности зданий и сооружений
требует от проектировщиков и конструкторов
применения методов расчетов, исключающих
возможность прогрессирующего разрушения.
Повышение уровня статической неопределимости
расчетных моделей и схем позволит свести
к минимуму последствия неожиданных сочетаний
нагрузок и воздействий. Все это требует
научно технической проработки и доведения
до уровня нормативных требований. Такие
стратегические задачи государство обычно
решает через свои научные Центры. И такой
современный Центр необходим российскому
строительству, если мы собираемся серьезно
и осмысленно достигать поставленных целей.
Нельзя реализовать Национальный проект
и без современной нормативно-технической
базы. Стандарты Советского Союза были
и остаются шедеврами научно-технического
мастерства. Сделать их такими позволили
десятилетия целенаправленной и хорошо
финансируемой государством работы. Они
послужили основой для нормативных баз
многих государств.
Конечно, советские стандарты несколько
устарели и требуют адаптации к современным
условиям, но это не должно означать их
забвение. Только сумасшедший возьмется
заново создавать нормативную базу для
России в целом и для строительства в частности.
Это даже теоретически представляется невозможным:
необходимы знания, новые исследования
и многолетний опыт их апробации на практике.
К сожалению, закон «О техническом регулировании»
дезавуировал всю существовавшую до него
нормативно-техническую систему и документацию.
Не понятно, зачем создали двухступенчатую
законодательную основу государственного
технического регулирования: закон «О техническом
регулировании» и законы – технические
регламенты. Причем последних, похоже,
будет сотни.
Совершенно не понятно, как юридическим
языком закона написать технические требования?
Такого нет нигде в мире. Закон обычно
описывает процедуру, т.е. официально установленную
последовательность действий, которая может
сохраняться неизменной в течение длительного
периода времени. В свою очередь, технические
нормы содержат технологию, т.е. совокупность
знаний о способах и процессах, а совокупность
знаний, как известно, постоянно меняется,
если не остановить технический прогресс.
Отсюда очевидно, что технические требования
в форме закона непременно окажутся тормозом
в техническом развитии отрасли или не
будут выполнять свою прямую функцию. Ярким
доказательством этому служит отсутствие
до настоящего времени хотя бы одного Технического
регламента.
Нормальных выхода два: или единственный
закон «О техническом регулировании», который
описывает процедуру регулирования, или
один закон общий и по одному в каждой
отрасли, учитывающему ее специфику. Сами
нормативно технические документы в своей
основе должны остаться прежними, а законы
должны дать процедуру их применения.
Отдельной проблемой представляется вопрос
разрешительной документации на строительство
(РД). Здесь сугубо административная задача.
Если принять сегодняшние сроки получения
РД, а это два – три года, то задача наращивания
темпов строительства жилья выглядит неразрешимой.
По нашему мнению для успешной реализации
Национального проекта «Доступное и комфортное
жилье – гражданам России» необходим продуманный
алгоритм действий, который учитывал бы
все сегодняшние обстоятельства. В противном
случае путь реализации Национального проекта
превратится в нашу обычную дорогу с бесконечными
пробками: устраним одно препятствие -
сразу же возникнет другое.
Опубликована в журнале «Строительная
орбита» №4, 2006 г.
|
|
|
|
|
|